среда, 13 января 2016 г.

Как провожают пароходы


PDF-версия
Распечатать
Учредитель, издатель – ООО «Издание» (г. Вологда, ул. Козленская, д. 11, оф. 10)
Директор:
Озимкова Лариса.
Главный редактор:
Павлова Людмила.
Начальник информационного отдела:
Деркач Ирина.
Рекламная служба:
руководитель – Татьяна Парасочкина, старший менеджер – Ирина Богатырева,
менеджер – Оксана Понамарчук.
менеджер – Тамара Бурыкина.
Дизайнер: Семен Панченко.
Адрес редакции:
160000, Вологда, ул. Козленская, 11, офис 10, тел.: (8172) 72-22-22, 76-90-04, 76-25-17, факс 21-02-71.
Телефоны рекламной службы:
(8172) 210-271 (факс), 72-11-31.
Служба информации:
(8172) 76-25-17.
E-mail:
nasha_vologda@mail.ru
Распространение:
Вологда. Распространяется бесплатно.

Как провожают пароходы

В 2005 году на экраны страны вышел фильм «Первый после Бога». В главных  ролях снимались Дмитрий Орлов, Владимир Гостюхин, Елизавета Боярская и… дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда», «загримированная» под субмарину военной поры.
Подлодка Б-402 была заложена 24 августа 1983 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Спущена на воду 23 сентября 1984 года. 20 августа 1986 года вошла в состав флота. В 1997 году между администрацией города Вологды и руководством Северного флота было подписано соглашение об установлении шефских связей муниципалитета над Б-402. С этого времени подводная лодка, базирующаяся в городе Полярном Мурманской области, стала именоваться «Вологдой».
В каких морях «вологжане» несут свою боевую вахту – военная тайна, как и положено. Но известно, например, что именно «Вологде» в 2001 году было доверено право представлять Россию на торжествах, посвященных празднованию 100-летия Королевского подводного флота Великобритании.
Однако самое любопытное – в другом. Впервые имя «Вологда» появилось на морских просторах намного раньше – в 1903 году. В прошлом  веке как минимум три корабля носили имя нашего города! «Вологды» воевали с немцами во время Первой и Второй мировых войн, внесли весомый вклад в освоение советской Арктики, работали на пассажирских линиях.
…В 1903 году по заказу России на английской верфи «Caledon shipbuilding and engineering» был заложен грузо-пассажирский пароход «Вологда». В течение десяти лет это судно совершало рейсы между Санкт-Петербургом и Лондоном. Начало Первой мировой войны встретило в Санкт-Петербурге.
Во второй половине 1915 года пароход отправили в Рижский залив для противодействия активизировавшейся в этом районе германской авиации. На палубе корабля базировались гидросамолеты, ведущие разведку, обеспечивавшие противовоздушную оборону Российских военно-морских сил, а при необходимости бомбардировавшие позиции противника. До окончания войны это судно оставалось единственным авианесущим кораблем Балтийского флота и базировалось в Кронштадте.
Исторические документы указывают на существование в начале ХХ века еще одного морского судна под аналогичным названием «Вологда». Именно на нем в июле 1913 года в паломническую поездку из Архангельска на Соловки отправилась основательница Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна – сестра императрицы Александры Федоровны.
А в марте 1930 года на судоверфи в немецком городе Данциг (ныне польский Гданьск) по заказу СССР был спущен на воду товаро-пассажирский пароход «Вологда», в каютах которого могли разместиться 156 пассажиров. Портом приписки парохода стал Архангельск. «Вологда» ходила до Мурманска, Новой Земли и Шпицбергена, участвовала в освоении арктических просторов.
15 июля 1941 года народный комиссариат Морского флота передал «Вологду» из подчинения СевГлавМорПути в состав Северного флота. Пароход был переоборудован в госпитальное судно. В годы Великой Отечественной войны экипаж «Вологды» под огнем противника осуществлял эвакуацию раненых воинов Карельского фронта, производил военные и народнохозяйственные перевозки в Белом и Баренцевом морях.
В 1950-х эта «Вологда» отправилась на «историческую родину» –
в ГДР, где ей предстояла техническая модернизация. После завершения капитального ремонта пароход был переведен в Мурманское морское пароходство (тогда «Совторгфлот-Мурманск»). А летом 1981 года «Вологда» отметила торжественный уход «на пенсию». Судно исключили из списков флота и сдали на металлолом. На память о нем остались только фотографии и воспоминания членов экипажа…
Впрочем, в нашем рассказе о «Вологде на водах» рано ставить точку. Существовало еще одно судно, чье имя связано с нашим городом. В 1910 году по реке Северной Двине между Архангельском и городом Емец курсировал пароход «Вологжанинъ». Но это уже другая история…
Сергей Луков

Комментариев нет:

Отправить комментарий