суббота, 12 декабря 2015 г.

бп ПРОКАТЧИК


Буксирный пароход ПРОКАТЧИК. Надежда на вторую жизнь.

Изображение

Таким был почти отреставрированный пароход проекта 730 "Прокатчик". Обыкновенный паровой буксир 1950-х - 1970-х. В 1972 году на однотипном буксире "Ерофей Хабаров" я зарабатывал морской ценз для получения диплома штурмана малого плавания. Август на Белом был холодным и серым. И вдруг, с наступлением сентября погода изменилась. В приполярном Беломорье наступило тихое северное лето. Я стоял ночные вахты со вторым помощником Юрой Марковым. Юра пришел на буксир из рыбаков и вахты с ним были наполнены рассказами о промысле, далекой Атлантике, о маленьких гордых СРТ-шках Беломорской базы гослова. О рейсах продолжительностью в полгода, о чудаках капитанах, о матросах "на заработках", стоянках в веселом Мурманске и коробках с одеколоном "Тройной", который бравые рыбаки закупали перед выходом на промысел.
После двух часов вахты Юра отправлял меня на камбуз - заварить свежий густой чай. Пароход полз по ночному Белому морю в экзотическую Умбу или в ближнюю поднадоевшую Кемь, мы пили черный густой чай маленькими глотками из армейско-флотских кружек, и Юра все рассказывал...
Во время первой моей с ним вахты в половине восьмого Юра отправил меня будить кокшу. "Она просыпается с боем, ты с ней не церемонься: одеяло забирай, она и проснется..."
Валя действительно сопротивлялась пробуждению. Отвернулась к переборке и молчала. Спала, однако. Я дернул одеяло. Валя оказалась совсем без одеяний. В неглиже. Она томно потянулась и протянула ко мне руки не открывая глаз. Я спешно ретировался. Не моего вкуса была сонная кокша.
В рубке Юра весело хихикал. Всех новеньких матросов он разыгрывал подобным образом.
Можно многое вспомнить из рейсов на "Хабарове". Как долбанулись мы с Юрой в причал с полного хода.. Как Юра вырулил в штормовом море на единственную в районе банку. Как он однажды "вкусил" лишнего и заснул...в духовке на камбузе...
Славная была практика на маленьком буксире "Ерофей Хабаров". Sistership отреставрированного и порезанного "на иголки" БП "Прокатчик".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 07 фев 2015, 23:01, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 1996
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta 21 июл 2014, 19:28
Беломорские буксиры - "коньки". "Ерофей Хабаров" и его sisterships.

Изображение

В конце 1950-х в Беломорский эксплуатационный участок БОПа на смену послевоенным паровикам ФИН -500 пришли буксиры, которые в пароходстве окрестили "коньками", пароходики проекта 730. "Малые финны" ушли работать на Онего, а в Беломорске прописались "Ерофей Хабаров", "Пржевальский", " Матрос Матюшенко", " Невельской" и "Беринг".


Этот снимок я сделал в Беломорском морском порту в 1973 году. Тогда заканчивалась эпоха паровых судов даже в отдаленном Беломорье. На смену паровичкам шел дизельный флот. И эти два "конька" уже стояли на холодном отстое. Бродяги Белого моря "Пржевальский" и "Матюшенко" отработали свое. Последний из работающих "коньков" - "Ерофей Хабаров" устало бегал в недальнюю Кемь, изредка - в Архангельск и Онегу. Иногда - в заполярную Умбу. Еще бодро бороздил морские просторы беломорский "большой финн" - БП "Титан". После "Хабарова" в следующее лето я трудился на нем. "Титан" был последним паровичком, на котором довелось осваивать штурманское ремесло. Потом были только дизельные сухогрузы и рыбаки....
Первая любовь запоминается навсегда. Моей первой любовью в мире пароходов были паровые буксиры. И потому, увидев в сети информацию о разрезанном на металлолом паровичке "Прокатчик", грустно подумал о конечности всего в этом мире. Уходят люди и пароходы. И грусть об ушедших пароходах бывает не менее сильной, чем о людях, проживших свое и покинувших этот мир...
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 1996
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Железный дорожник 21 июл 2014, 19:30
Vitalis Merta писал(а):
В период существования Мариинской системы ( ВБК запущен в 1964 году), водный путь от Вытегры до Рыбинского ВДХР являлся акваторией Шекснинского речного пароходства. Отсюда и литера Ш.

Спасибо, честно говоря о существовании такого пароходства не знал.
Железный дорожник
STAFF, капитан
 
Сообщения: 1116
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 15:00

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta 21 июл 2014, 19:44
Мое первое Море. И первый штурвал.

Изображение

В конце апреля 2013 года у меня был очень личный юбилей. Сорок пять лет назад, в апреле 1968 года, практикантом -матросом отправился я в первый свой рейс на буксирном пароходе. Из Великого Устюга - в малоизвестную реку Юг. Летом - тихую и совсем мелкую, совершенно не судоходную.... Ныне и весной туда пароходы не ходят. Построили - протянули в глухоманный вологодский городок Никольск шоссе. Не ахти какое, не автобан, конечно. Но грузы в глубинку возить можно.
И исчезло с конца восьмидесятых понятие "Операция ЮГ".
Любое явление в истории можно оценить и как положительное, и как отрицательное. Не буду много букв расходовать по этому поводу, скажу лишь: при всей многовекторной дури советской власти,были в коммунистической империи и разумные деяния. Например, создание мощного речного флота в стране имело значительную положительную составляющую.
Сколько народу было занято интереснейшей работой ! Да, работой очень не легкой. Вредной для здоровья . Но для молодежи такая работа была хорошей школой жизни, сравнимой даже с военной службой. И , конечно, более полезной, чем служба военная. Ведь каждое суденышко речного флота создавало реальный продукт: доставляло нужные грузы из пункта А в пункт Б.
Сразу предупреждаю тех, кто прочтет данный опус: вступать в полемику ни с кем не буду. Пишу не для широкой публики, но для узкого круга френдов, кто сможет и захочет меня понять. И для внуков. В надежде, что по достижении моего возраста им это станет интересно...
А начиналось все в очень далеком 1966 году на берегу Кубенского озера, в устье совсем маленькой речушки Прокинки, где стояли маленькие суденышки рыбаков бригады гослова..
..
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 1996
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta 21 июл 2014, 20:25
Меняю Херсон на Великий Устюг. Год 1966-й.

Изображение

В постах про Кубеноозерье я уже рассказал, как на берегу Кубенского озера, во время рыбацких плаваний на маленьком МРБ, у вечерних костров, где в большом котле варилась вкуснейшая уха, тихо родилась и уже более не покидала меня понятная лишь лучшим друзьям тяга к тропам северных рек. Илья - друг с Украины, из города, где жили родители,из города, где приходилось зимовать и мне. Да верный Гурий - житель местный, вологодский, окающий и классно играющий на баяне. Илья звал меня поступать в Херсонскую мореходку. Но я оказался упрямее. Я привез Илью на берега Кубенского озера. И Илья, никогда до этого не бывавший севернее Киева, вдруг заболел болезнью северных вод и белых ночей. Забегая вперед, отмечу, что в запланированный к поступлению Великий Устюг Илья прокатился напрасно. Не прошел по конкурсу. Форму флотскую, речниковскую получил в Череповце, где и закончил за два года профтехучилище речного флота. В первое плавание отправился по Волго-Балту на трудяге буксире "Пудож".
А Гурий долго раздумывал: в родной Вологде, той, что на старом снимке, тоже было профессиональное училище речников при Сухонском речном пароходстве. Не надобно экзамены сдавать. И учиться всего два года.... Но и тут я переубедил упрямца: в Устюге не просто профтехучилище. В Устюге Великом - речное училище, техникум. Штурманами станем. Со средним специальным образованием. Мудрость была не моя. Мать так мыслила. "Уж если не хочешь в ВУЗ после средней школы, хоть техникум закончи !"
Смешно вспомнить, но судьба откорректировала наши планы. Я отведал учебы в профтехучилище. И ничуть об этом не жалею. Илья забрался еще севернее - в Заполярный Мурманск. Закончил среднюю мореходку. Стал судовым механиком. Океанские морозильные траулеры долго были ему домом...
Гурий все же оказался в любимой Вологде после окончания речного училища в Великом Устюге. И целую навигацию бороздил на буксире-толкаче проворную торопливую Сухону. Но и его потянуло отведать морской работы. Поштурманил на "Волго-Балте" - сухогрузе. Белое море прошел вдоль и поперек ( в Кандалакшу - вдоль, в Архангельск - поперек ), Балтику. А потом, вдруг подался аж в Сахалинское морское пароходство....
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 1996
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta 21 июл 2014, 20:37
Город Вологда. Начало нашего пароходского мира. 1960-е.

Изображение

Эта фотография из старого альбома про древнюю Вологду наглядно показывает, какими широкими и полноводными бывают даже небольшие реки весной. Фотография - из 1960-х и называется "Ледоход на реке Вологде".
В те годы и вплоть до конца 1980-х, река Вологда на протяжении участка от города и до места впадения в Сухону была оживленной судоходной дорогой. Напрашивается словечко "трасса", но это не про Вологду-реку. И не про извилистую, мелководную в межень Сухону. Именно, водными дорогами были эти реки. Петляющие среди лугов и угоров, " в неизменной фуфайке сосновых лесов", как сказала когда-то про Северную Двину известная и талантливая вологодская поэтесса Ольга Фокина...
Хочется и про город Вологду поговорить, и про поэтов вологодских. А писатели... Один только Василий Белов - самобытный и совестливый северянин - большая увлекательная тема... Если без формальных штампованных славословий...
А Николай Рубцов с его полными пронзительной боли стихами... "В горнице моей светло... Это - от ночной звезды.."
Можно много о вологодских звездочках вспоминать. Именно о звездочках. Испоганено ныне попсой понятие ЗВЕЗДА касательно талантливого человека.
После смерти родителей стал я редко бывать в Вологде. Да и город уже не тот. "Никогда не возвращайтесь в прежние места..."
Вологда 1960-х - мой город. После суток в долго-бредущих поездах, выбирался я на длинный перрон, ехал к вологодской тетушке Нине Ивановне и после этого отправлялся в любимую деревню.
Вологда была совсем не таким городом, какие были на пути нашей семьи, семьи офицера, кочующего по всему Нерушимому от Камчатки до Украины.
Вологда была уютной большой деревней в хорошем смысле этого слова. Деревянной, тихой, именно с резными полисадами и зелеными двориками. Только самый центр, да площадь у вокзала были городскими. За мостом, на Чернышевского, где жила тетушка, была уже деревня. Зеленая, с серыми бревенчатыми домами, с редкими пятиэтажками-хрущовками - высшим достижением той, провинциальной цивилизации.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 1996
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta 21 июл 2014, 20:46
"Если Вологда не город."..

Изображение


"Если Вологда не город, то и Волга - не река ! " - распевал не раз отец Гурия, хватив чекушечку...
Ну конечно же, город, никто и не спорит.... Пару лет назад, подъезжая к Вологде по Ярославскому шоссе, мы были поражены размерами новостроек... Машина преодолела затяжной подъем и взору открылась панорама новой Вологды. Жаль, был поздний вечер и фото прекрасной панорамы не получилось...
А на этом снимке - Вологда 1960-х. Река Вологда в межень. Буксирчик тащит плот прямо через акваторию городского пляжа к потехе купающихся. А на заднем плане - дебаркадер речного вокзала. И два пассажирских парохода у дебаркадера. На одном из них мы и отправились в Великий Устюг. Пароход назывался "Т.Г. Шевченко".
Еще с царских времен, со второй половины 19 века существовало пароходное сообщение между Вологдой и Архангельском. Именно - с Архангельском. В начале 20 века на этой линии появились двухпалубные пассажирские суда. Последний из них, постренный в 1911 году пассажирский пароход "Н.В.Гоголь" все еще бороздит Северную Двину, катая туристов из Архангельска в Котлас и обратно. Спасли от участи остальных красавцев-колесников этот пароход руководители Северодвинского судостроительного завода "Звездочка" 1970-х годов. Выкупили по цене металлолома речной раритет у Велико- Устюгских речников, отреставрировали, подарили вторую жизнь....
А в древней Вологде пароходов давно нет. Ни пассажирских, ни буксирных. Фактически и Сухонское речное пароходство уже не существует. Ушло в прошлое судоходство на Вологде и Сухоне. По этому поводу разное можно прочесть и услышать. Мол, не бегают по реке суда в таком количестве - и ладно. Не распугивают рыбу, не размывают берега...
Только вот, рыбы что-то в реках по всему Северу больше не стало. Скорее, наоборот. А нужная и старинная судостроительная отрасль загублена и в Вологде, и в Великом Устюге, да и в Котласе тоже...Целые династии корабелов исчезли. Как и династии речников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий