Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.
Модератор: yanRe: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.
Загадочная Тотьма.
На фото из сети - панорама Сухоны и города Тотьма. Города, загадочного и до сих пор интересующего меня таинством провинциального бытия. Пытливыми предками. Новгородскими вольными корнями. Надеждой на всплеск подзабытой, но не утраченной северной обстоятельной мудрости.
В Тотьму в июле 1966 года и пришел рано утром пассажирский пароход "Т.Г.Шевченко". Выспались мы относительно: места - то у нас были сидячие... Еда - домашние наливушки, вареные яйца, огурцы.
Даже побродить по Тотьме -городу не успели. Подоспел маленький "Москвич" - "Лесков", побежал резво дальше, в Нюксеницу.
С тех пор живет во мне грусть по городу, в котором был, но не успел с ним повидаться...
Заглянул в GOOGLE. Множество информации о знакомом - не знакомом городке Тотьма. И фотографий много. Порадовало, что есть в Тотьме пять музеев. Целых пять на 9700 жителей. Впрочем, в 1989 году в Тотьме жило 10622 человека...
Есть даже музей мореходов. Через Тотьму, известную в истории раньше, чем Вологда и Москва ( первое упоминание - 1137 год), проходил Северный торговый путь Великого Новгорода.
Отважные первопроходцы из Тотьмы добрались до Америки. Иван Кусков в 1789 году вблизи Сан-Франциско основал поселение Форт - Росс.
В пятнадцатом - девятнадцатом веках Тотьма варила соль, это также позволяло городу развиваться.
В начале прошлого века в Тотьме было 17 каменных храмов. Меньше, чем в Великом Устюге, конечно, но для далекой провинции - серьезно. Сразу отмечу: к совеременной РПЦ отношусь плохо, но старинные церкви люблю, и нежно почитаю. Они - украшение страны, они - свидетельство трудолюбия ушедших поколений...
Да, парочка слов о названии... Дается несколько версий происхождения слова Тотьма. Есть даже совсем нелепая: мол, Иван Грозный, которого поразила местная глухомань, воскликнул "То тьма !" Не надо так плохо про Грозного. Не просто из желания повоевать, отец его, Иван Третий, присоединил богатый землями вольный Новгород Великий. А касательно ничем тогда не прмечательного Стокгольма Иван Грозный и вовсе характерно отозвался: "Подумаешь, Стекольна ! Наш Устюг куда поболе будет !" Посему и о соседней Тотьме не мог Грозный сказать такое...
Происходит название Тотьма из коми -языка. Любое МА или МАА - в финно-угорских языках - земля. ТОД в коми языке - сырое место, низинный ельник.
Вот, пожалуй, и все о Тотьме, городке, куда, как и в Устюг Великой, хочется съездить. Знаю, Устюг разочарует... Не могу представить себе этот город без пароходов. А в Тотьме я и не был толком. Но даже по фотографиям могу судить о минимальных потерях, какие могло нанести городку на прекрасной Сухоне беспощадное время...
На фото из сети - панорама Сухоны и города Тотьма. Города, загадочного и до сих пор интересующего меня таинством провинциального бытия. Пытливыми предками. Новгородскими вольными корнями. Надеждой на всплеск подзабытой, но не утраченной северной обстоятельной мудрости.
В Тотьму в июле 1966 года и пришел рано утром пассажирский пароход "Т.Г.Шевченко". Выспались мы относительно: места - то у нас были сидячие... Еда - домашние наливушки, вареные яйца, огурцы.
Даже побродить по Тотьме -городу не успели. Подоспел маленький "Москвич" - "Лесков", побежал резво дальше, в Нюксеницу.
С тех пор живет во мне грусть по городу, в котором был, но не успел с ним повидаться...
Заглянул в GOOGLE. Множество информации о знакомом - не знакомом городке Тотьма. И фотографий много. Порадовало, что есть в Тотьме пять музеев. Целых пять на 9700 жителей. Впрочем, в 1989 году в Тотьме жило 10622 человека...
Есть даже музей мореходов. Через Тотьму, известную в истории раньше, чем Вологда и Москва ( первое упоминание - 1137 год), проходил Северный торговый путь Великого Новгорода.
Отважные первопроходцы из Тотьмы добрались до Америки. Иван Кусков в 1789 году вблизи Сан-Франциско основал поселение Форт - Росс.
В пятнадцатом - девятнадцатом веках Тотьма варила соль, это также позволяло городу развиваться.
В начале прошлого века в Тотьме было 17 каменных храмов. Меньше, чем в Великом Устюге, конечно, но для далекой провинции - серьезно. Сразу отмечу: к совеременной РПЦ отношусь плохо, но старинные церкви люблю, и нежно почитаю. Они - украшение страны, они - свидетельство трудолюбия ушедших поколений...
Да, парочка слов о названии... Дается несколько версий происхождения слова Тотьма. Есть даже совсем нелепая: мол, Иван Грозный, которого поразила местная глухомань, воскликнул "То тьма !" Не надо так плохо про Грозного. Не просто из желания повоевать, отец его, Иван Третий, присоединил богатый землями вольный Новгород Великий. А касательно ничем тогда не прмечательного Стокгольма Иван Грозный и вовсе характерно отозвался: "Подумаешь, Стекольна ! Наш Устюг куда поболе будет !" Посему и о соседней Тотьме не мог Грозный сказать такое...
Происходит название Тотьма из коми -языка. Любое МА или МАА - в финно-угорских языках - земля. ТОД в коми языке - сырое место, низинный ельник.
Вот, пожалуй, и все о Тотьме, городке, куда, как и в Устюг Великой, хочется съездить. Знаю, Устюг разочарует... Не могу представить себе этот город без пароходов. А в Тотьме я и не был толком. Но даже по фотографиям могу судить о минимальных потерях, какие могло нанести городку на прекрасной Сухоне беспощадное время...
-
Vitalis Merta - Повелитель морей
- Сообщения: 1996
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18
Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.
Нюксеница. "Цай с песоцком"...
На снимке - теплоходик типа "Москвич" Сухонского речного пароходства - "Ульяна Громова". Несколько таких теплоходиков возили пассажиров по Сухоне и Вологде. К ним относился и "Лесков" - пассажирский "речной трамвайчик", на котором мы с Гурием добирались из Тотьмы в Нюксеницу. По большой воде "Т.Г.Шевченко" бегал до Нюксеницы самостоятельно, но в межень его заменял маленький "Лесков", курсирующий на мелководном участке между Тотьмой и поселком Нюксеница.
Заглянул в Википедию. Узнал, что ныне Нюксеница живет, перекачивая газ. Поселок оказался на трассе магистрального газопровода. Население - более четырех тысяч человек. Примерно столько же жителей было в Нюксенице и в 1989 году....
Вблизи поселка появился мост через Сухону.... На панорамном фото видны новые дома. Криминальные сводки - даже слишком насыщены для глухой провинции. Обокрали проезжавших коммерсантов... Воруют велосипеды... Веяние времени. Когда-то, во времена моих рейсов по северным рекам, вологодская глубинка не знала замков...
Происхождение названия - Нюксеница - исследователи относят к саамскому НЮКША - белая лебедь. Немного странно. В этих местах в древние времена жил народ коми.....
Кстати, на берегу Белого моря, на карельском берегу, есть село НЮХЧА. Его название - точно саамское. Был у меня там знакомый директор школы..Рассказывал он, что и в неспокойные 1990-е в Нюхче замков не было...
Вспомнились ребята из Нюксеницы, кто учился с нами в Устюге. Их так и поддразнивали: "Цай с песоцком." Все слова, где присутствовал звук "Ч" выходцы из Нюксеницы произносили, используя "Ц".
Тогда, в 1966 -м маленький "Лесков" прибежал в Нюксеницу" к вечеру. Темная Сухона заметно торопилась мимо, но нам торопиться не приходилось: на пристани узнали, что следующий пассажирский теплоход, теперь уж до самого Великого Устюга, будет только утром...
Ночевать пришлось прямо на берегу. Развели костер. Вдруг обнаружили, что в училище едут еще несколько парней. Тихо опускались на реку сумерки. Недальний противоположный берег стал совсем темным. Бежала - струилась мимо тихая Сухона. Изредка брел по реке пыхтящий и дымящий ароматно, загадочный буксир - картинка из нашей будущей профессии.
- Выучимся и будем вот так по Сухоне рыбу пугать, - философски отметил Гурий.
- Там работать интересно, кормят три раза, одёжу выдают, они в Вологде часто бывают. А зимой - отдыхают до самого апреля, - вдохновенно возразил паренек из далекой деревушки, кому и Нюксеница была почти как столица местная.
- Простору мало. Вот попасть бы на пароход, который в Кубенское озеро ходит ! Там - воля вольная. Воды - до горизонта. И Спас маяком белеет. Красиво ! - Гурий явно жаждал морских просторов. Лето, проведенное с рыбаками и на вольной лодке в озере, оставило свой след в лабиринтах мальчишеских фантазий.
- А я и по рекам походить хочу. За каждым поворотом - новое, не знакомое ранее. Мой брат после училища на самоходку попал. Они даже в Ленинград ходят. И на Волгу. По месяцу в Вологде не бывают. Интересно !
Это к разговору подключился еще один будущий речник Василий. Далее слушали преимущественно его. Он знал об училище очень много. Брат, вероятно, был хорошим рассказчиком и поведал Василию много полезного из собственного опыта речной карьеры.
Так незаметно, с дремотой и тихими разговорами, прошла ночь у костра. Утром к дебаркадеру причалил странный теплоходик: был он похож на самоходку, назывался "ПТ" и пассажиров принимал в гулкий трюм, куда вел широкий крутой трап.
На снимке - теплоходик типа "Москвич" Сухонского речного пароходства - "Ульяна Громова". Несколько таких теплоходиков возили пассажиров по Сухоне и Вологде. К ним относился и "Лесков" - пассажирский "речной трамвайчик", на котором мы с Гурием добирались из Тотьмы в Нюксеницу. По большой воде "Т.Г.Шевченко" бегал до Нюксеницы самостоятельно, но в межень его заменял маленький "Лесков", курсирующий на мелководном участке между Тотьмой и поселком Нюксеница.
Заглянул в Википедию. Узнал, что ныне Нюксеница живет, перекачивая газ. Поселок оказался на трассе магистрального газопровода. Население - более четырех тысяч человек. Примерно столько же жителей было в Нюксенице и в 1989 году....
Вблизи поселка появился мост через Сухону.... На панорамном фото видны новые дома. Криминальные сводки - даже слишком насыщены для глухой провинции. Обокрали проезжавших коммерсантов... Воруют велосипеды... Веяние времени. Когда-то, во времена моих рейсов по северным рекам, вологодская глубинка не знала замков...
Происхождение названия - Нюксеница - исследователи относят к саамскому НЮКША - белая лебедь. Немного странно. В этих местах в древние времена жил народ коми.....
Кстати, на берегу Белого моря, на карельском берегу, есть село НЮХЧА. Его название - точно саамское. Был у меня там знакомый директор школы..Рассказывал он, что и в неспокойные 1990-е в Нюхче замков не было...
Вспомнились ребята из Нюксеницы, кто учился с нами в Устюге. Их так и поддразнивали: "Цай с песоцком." Все слова, где присутствовал звук "Ч" выходцы из Нюксеницы произносили, используя "Ц".
Тогда, в 1966 -м маленький "Лесков" прибежал в Нюксеницу" к вечеру. Темная Сухона заметно торопилась мимо, но нам торопиться не приходилось: на пристани узнали, что следующий пассажирский теплоход, теперь уж до самого Великого Устюга, будет только утром...
Ночевать пришлось прямо на берегу. Развели костер. Вдруг обнаружили, что в училище едут еще несколько парней. Тихо опускались на реку сумерки. Недальний противоположный берег стал совсем темным. Бежала - струилась мимо тихая Сухона. Изредка брел по реке пыхтящий и дымящий ароматно, загадочный буксир - картинка из нашей будущей профессии.
- Выучимся и будем вот так по Сухоне рыбу пугать, - философски отметил Гурий.
- Там работать интересно, кормят три раза, одёжу выдают, они в Вологде часто бывают. А зимой - отдыхают до самого апреля, - вдохновенно возразил паренек из далекой деревушки, кому и Нюксеница была почти как столица местная.
- Простору мало. Вот попасть бы на пароход, который в Кубенское озеро ходит ! Там - воля вольная. Воды - до горизонта. И Спас маяком белеет. Красиво ! - Гурий явно жаждал морских просторов. Лето, проведенное с рыбаками и на вольной лодке в озере, оставило свой след в лабиринтах мальчишеских фантазий.
- А я и по рекам походить хочу. За каждым поворотом - новое, не знакомое ранее. Мой брат после училища на самоходку попал. Они даже в Ленинград ходят. И на Волгу. По месяцу в Вологде не бывают. Интересно !
Это к разговору подключился еще один будущий речник Василий. Далее слушали преимущественно его. Он знал об училище очень много. Брат, вероятно, был хорошим рассказчиком и поведал Василию много полезного из собственного опыта речной карьеры.
Так незаметно, с дремотой и тихими разговорами, прошла ночь у костра. Утром к дебаркадеру причалил странный теплоходик: был он похож на самоходку, назывался "ПТ" и пассажиров принимал в гулкий трюм, куда вел широкий крутой трап.
-
Vitalis Merta - Повелитель морей
- Сообщения: 1996
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18
Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.
Нюксеница-Великий Устюг. "Потерпи, товарищ !"
Сухона после Нюксеницы. Фото из сети.
Про красоты северной реки Сухоны рассказано много. Писали о Сухоне и в советские времена, и в досоветские. С появлением цифровых фотокамер, количество красивых снимков возросло даже не в разы - в сотни, тысячи раз. Но неброскую красоту Севера надобно все же увидеть своими глазами, а уж потом - запечатлеть в цифре. И Сухону, в частности, - тоже.
Вспомнился давний полудетский разговор о профессии речника у ночного костра. Так и хочется использовать привычное: "С высоты прожитых лет.." С высоты ли ? Высотой была молодость. С годами мы опускаемся вниз, по извилистым тропинкам жизни. Или по реке жизни - вниз по течению. Приближаемся к большинству тех, кто уже прошел тропами жизни к ее подножию... Кто прошел по реке жизни. Или по рекам....
Оглядываясь, задирая голову к солнцу и звездам молодости, мы по-иному видим то, что осталось там, наверху....
Профессия речника... Вероятно, как раз на Сухоне и можно прикипеть к этой работе на всю жизнь. Трудная работа. Тяжелые плоты или составы барж за кормой маленького и капризного буксировщика. Сложные перекаты. Темные осенние ночи. Но знавал я много людей речной профессии, кто провел на Сухоне всю жизнь. Многие из них и про работу-то свою не любили рассказывать. Поругивали профессию. Обещали уйти на берег. И каждую весну снова торопились на свой пароходик, приводили в рабочее состояние стылое железо, а правильнее - сталь, чистили, смазывали, заменяли, подкрашивали, сверлили и точили.... И если на больших морских пароходах ремонт для экипажа был своего рода катастрофой, для речников малого флота Сухоны это было просто циклом их работы..И жизни. Судьбы....
Зимний ремонт - зимотстой - весна и завершение ремонта - навигация. В работе флот Сухоны был с конца апреля по октябрь. Иногда - пять месяцев. Иногда -шесть. До наступления лютых декабрьских морозов - судоремонт. Впрочем, в Великом Устюге в этой операции я участвовал только единожды. Потом - на флоте карельском. Прежде чем ступил на палубу теплохода, как такового, отработал на паровых буксирах четыре северные навигации. По "совмещенке" - только на Северной Двине. В Петрозаводске на морских паровиках совмещенки не было.....
Но об этом -позже. Впрочем, так и хочется привести прекрасный образ, который недавно прозвучал из уст Резо Габриадзе, режиссера, снявшего пронзительно добрый фильм "Мимино". Резо сказал : "Наиболее НЕЖНОЕ, что создал человек, это ПАРОВОЗ. В нем соединены вода, огонь и колесо." Мудрый режиссер, конечно же и ПАРОХОД имел в виду. Особенно, пароход колесный...
А в самом конце июля 1966 года пассажирский теплоходик ПТ, бывший речной грузовичок, переоборудованный под перевозку сельского народа, живущего по берегам строгой и торопливой нижней Сухоны, стремительно проскочил знаменитый в этих краях перекат Опоки и приближался к незнакомому нам Великому Устюгу - городу, о котором мы много говорили, рассуждали, думали, но который только еще предстояло увидеть...
Здесь, на ПТ-шке узнали мы, что ПТ - это не пассажирский теплоход, а "Потерпи, товарищ" или "Плавающий танк". И то, и другое аббревиатуре соотвестствовало и нас повеселило. Коллекция речных шуток и юмора торжественно открыла копилочку...
Один из тех самых теплоходиков- ПТ-шек. Фото из музея Нюксеницы.
Сухона после Нюксеницы. Фото из сети.
Про красоты северной реки Сухоны рассказано много. Писали о Сухоне и в советские времена, и в досоветские. С появлением цифровых фотокамер, количество красивых снимков возросло даже не в разы - в сотни, тысячи раз. Но неброскую красоту Севера надобно все же увидеть своими глазами, а уж потом - запечатлеть в цифре. И Сухону, в частности, - тоже.
Вспомнился давний полудетский разговор о профессии речника у ночного костра. Так и хочется использовать привычное: "С высоты прожитых лет.." С высоты ли ? Высотой была молодость. С годами мы опускаемся вниз, по извилистым тропинкам жизни. Или по реке жизни - вниз по течению. Приближаемся к большинству тех, кто уже прошел тропами жизни к ее подножию... Кто прошел по реке жизни. Или по рекам....
Оглядываясь, задирая голову к солнцу и звездам молодости, мы по-иному видим то, что осталось там, наверху....
Профессия речника... Вероятно, как раз на Сухоне и можно прикипеть к этой работе на всю жизнь. Трудная работа. Тяжелые плоты или составы барж за кормой маленького и капризного буксировщика. Сложные перекаты. Темные осенние ночи. Но знавал я много людей речной профессии, кто провел на Сухоне всю жизнь. Многие из них и про работу-то свою не любили рассказывать. Поругивали профессию. Обещали уйти на берег. И каждую весну снова торопились на свой пароходик, приводили в рабочее состояние стылое железо, а правильнее - сталь, чистили, смазывали, заменяли, подкрашивали, сверлили и точили.... И если на больших морских пароходах ремонт для экипажа был своего рода катастрофой, для речников малого флота Сухоны это было просто циклом их работы..И жизни. Судьбы....
Зимний ремонт - зимотстой - весна и завершение ремонта - навигация. В работе флот Сухоны был с конца апреля по октябрь. Иногда - пять месяцев. Иногда -шесть. До наступления лютых декабрьских морозов - судоремонт. Впрочем, в Великом Устюге в этой операции я участвовал только единожды. Потом - на флоте карельском. Прежде чем ступил на палубу теплохода, как такового, отработал на паровых буксирах четыре северные навигации. По "совмещенке" - только на Северной Двине. В Петрозаводске на морских паровиках совмещенки не было.....
Но об этом -позже. Впрочем, так и хочется привести прекрасный образ, который недавно прозвучал из уст Резо Габриадзе, режиссера, снявшего пронзительно добрый фильм "Мимино". Резо сказал : "Наиболее НЕЖНОЕ, что создал человек, это ПАРОВОЗ. В нем соединены вода, огонь и колесо." Мудрый режиссер, конечно же и ПАРОХОД имел в виду. Особенно, пароход колесный...
А в самом конце июля 1966 года пассажирский теплоходик ПТ, бывший речной грузовичок, переоборудованный под перевозку сельского народа, живущего по берегам строгой и торопливой нижней Сухоны, стремительно проскочил знаменитый в этих краях перекат Опоки и приближался к незнакомому нам Великому Устюгу - городу, о котором мы много говорили, рассуждали, думали, но который только еще предстояло увидеть...
Здесь, на ПТ-шке узнали мы, что ПТ - это не пассажирский теплоход, а "Потерпи, товарищ" или "Плавающий танк". И то, и другое аббревиатуре соотвестствовало и нас повеселило. Коллекция речных шуток и юмора торжественно открыла копилочку...
Один из тех самых теплоходиков- ПТ-шек. Фото из музея Нюксеницы.
-
Vitalis Merta - Повелитель морей
- Сообщения: 1996
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 23:18
Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.
Здравствуй, долгожданный Великий Устюг. Город речников, церквей и студентов.
Таким, как на этом снимке, увидели мы город с борта ПТ-шки. Есть у меня и старые фотографии из 1960-х. Практически, такая же панорама. Не меняется древний город. И это - хорошо. Красив Устюг с реки. Было бы, конечно, здорово, если бы набережную ниже самих построек озеленили бы полностью.... Сослагательное наклонение...Полистал альбомы про город, где встречаются Сухона и Юг-река.... Много еще в Великом Устюге неухоженных мест. Больше, чем во времена моей там учебы. Тогда большая часть города была просто деревенской. Домики - избушки выглядели крепкими, деревянные тротуары позволяли весной и осенью передвигаться в цивильной обуви. Конечно, там, где не было асфальта, в непогоду было грязновато. Как и в любой северной деревне. Однако, грязь та не вызывала отвращения, как нынешняя неопрятная жижа российских городов. Была та грязь природной. Такой же, как на любом лесном проселке, "экологически чистой". Конечно, бездорожье, которое наступало весной, доставляло много неудобств жителям. Но ведь неудобства доставляют и дожди, и снегопады.... Жителям юга неудобства доставляет жара и засуха. Американцам - многочисленные торнадо. Японцам - землетрясения. Зато, как оживал Великий Устюг, как он преображался весной. Днем и ночью шумел, гудел затон судоремонтного завода. Флот готовился к навигации...
Великий Устюг остался в памяти уютной красотой Советского проспекта, стайками курсантов -речников на улицах, деревенскими улочками окраин, которые начинались, чуть свернешь с главной улицы.
Перед тем, как написать про Великий Устюг, "погуглил" тему. И нашел на сайте "Путешествие" сказанное про город так, что остается только согласиться: http://www.rusrep.ru/2009/29/velikiy_ustug/
Особенно понравилось " Набережная Сухоны - гармоничное сочетание природы и архитектуры... Увидев Устюг, удивляешься, как мало он похож на лакированный славянский сувенир.... Да, на гербе города вовсе не Дед Мороз в шубе, а бог Нептун топлес.... Здесь в архитектуре сочетаются каменное барокко и деревянный модерн, в лицах горожан - суровость и ирония, а в их характерах - душевность и высокомерие.."
Прочел сие и понял, что лучше не скажешь. И что про мои годы в Великом Устюге не готов я еще рассказать...
Посему упомяну лишь, что имя знаменитого устюжанина Питирима Сорокина я узнал лишь в 2000-х, когда нагрузили меня часами по предмету "Основы социологии". Студентов, кто совсем уж плавал на экзамене любил озадачивать: " Назовите имя выдающегося американского социолога, уроженца российского севера. Корни его - из Великого Устюга. " Кого только не называли.. Впрочем, радовало, что знает молодежь устюжан Семена Дежнёва, и Владимира Атласова... Но появилось в учебниках социологии тогда и неизвестное во времена советские: Питирим Сорокин. Устюгу есть чем гордиться...
В городе было много, очень много молодежи. Речное училище. ГПТУ речного флота. Медицинское училище. Автодорожный техникум. Педагогическое училище.
Отсюда и нередкие потасовки на улицах. Было дело.
Итак - про период учебы в Великом Устюге - значительно позже. Записки о том времени сумбурны, никак не могу объединить их в связный текст. Кроме того, не дают покоя две тетрадочки из 1980-х. Жил я тогда в Карелии, но вдруг напомнил о себе Великий Устюг встречей с бывшим однокашником. В добром городе Архангельске, куда пришел я уже не на колесном пароходе с верховьев Двины, а из Белого моря....Однокашник, зная мою тягу к записям разным, вручил другу -мореходу интересное....
На ПТ-шке по Сухоне. Фотография Любы с Севера - из тех времен.
Таким, как на этом снимке, увидели мы город с борта ПТ-шки. Есть у меня и старые фотографии из 1960-х. Практически, такая же панорама. Не меняется древний город. И это - хорошо. Красив Устюг с реки. Было бы, конечно, здорово, если бы набережную ниже самих построек озеленили бы полностью.... Сослагательное наклонение...Полистал альбомы про город, где встречаются Сухона и Юг-река.... Много еще в Великом Устюге неухоженных мест. Больше, чем во времена моей там учебы. Тогда большая часть города была просто деревенской. Домики - избушки выглядели крепкими, деревянные тротуары позволяли весной и осенью передвигаться в цивильной обуви. Конечно, там, где не было асфальта, в непогоду было грязновато. Как и в любой северной деревне. Однако, грязь та не вызывала отвращения, как нынешняя неопрятная жижа российских городов. Была та грязь природной. Такой же, как на любом лесном проселке, "экологически чистой". Конечно, бездорожье, которое наступало весной, доставляло много неудобств жителям. Но ведь неудобства доставляют и дожди, и снегопады.... Жителям юга неудобства доставляет жара и засуха. Американцам - многочисленные торнадо. Японцам - землетрясения. Зато, как оживал Великий Устюг, как он преображался весной. Днем и ночью шумел, гудел затон судоремонтного завода. Флот готовился к навигации...
Великий Устюг остался в памяти уютной красотой Советского проспекта, стайками курсантов -речников на улицах, деревенскими улочками окраин, которые начинались, чуть свернешь с главной улицы.
Перед тем, как написать про Великий Устюг, "погуглил" тему. И нашел на сайте "Путешествие" сказанное про город так, что остается только согласиться: http://www.rusrep.ru/2009/29/velikiy_ustug/
Особенно понравилось " Набережная Сухоны - гармоничное сочетание природы и архитектуры... Увидев Устюг, удивляешься, как мало он похож на лакированный славянский сувенир.... Да, на гербе города вовсе не Дед Мороз в шубе, а бог Нептун топлес.... Здесь в архитектуре сочетаются каменное барокко и деревянный модерн, в лицах горожан - суровость и ирония, а в их характерах - душевность и высокомерие.."
Прочел сие и понял, что лучше не скажешь. И что про мои годы в Великом Устюге не готов я еще рассказать...
Посему упомяну лишь, что имя знаменитого устюжанина Питирима Сорокина я узнал лишь в 2000-х, когда нагрузили меня часами по предмету "Основы социологии". Студентов, кто совсем уж плавал на экзамене любил озадачивать: " Назовите имя выдающегося американского социолога, уроженца российского севера. Корни его - из Великого Устюга. " Кого только не называли.. Впрочем, радовало, что знает молодежь устюжан Семена Дежнёва, и Владимира Атласова... Но появилось в учебниках социологии тогда и неизвестное во времена советские: Питирим Сорокин. Устюгу есть чем гордиться...
В городе было много, очень много молодежи. Речное училище. ГПТУ речного флота. Медицинское училище. Автодорожный техникум. Педагогическое училище.
Отсюда и нередкие потасовки на улицах. Было дело.
Итак - про период учебы в Великом Устюге - значительно позже. Записки о том времени сумбурны, никак не могу объединить их в связный текст. Кроме того, не дают покоя две тетрадочки из 1980-х. Жил я тогда в Карелии, но вдруг напомнил о себе Великий Устюг встречей с бывшим однокашником. В добром городе Архангельске, куда пришел я уже не на колесном пароходе с верховьев Двины, а из Белого моря....Однокашник, зная мою тягу к записям разным, вручил другу -мореходу интересное....
На ПТ-шке по Сухоне. Фотография Любы с Севера - из тех времен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий